Дорогие друзья!

Вы находитесь в блоге методического объединения учителей начальных классов . Надеемся на дальнейшее сотрудничество с Вами и обоюдный эффект от сотрудничества.







Методическая копилка


Опыт работы учителя начальных классов МБОУ "Суховская СОШ"
Будзинской Ольги Сергеевны
"Интерактивные дидактические пособия для учителей
к Букварю по УМК "Начальная школа XXI века"".






Опыт учителя начальных классов МКОУ "Алексеевская СОШ"
  Полетаевой Л.А.

http://nsportal.ru/lyudmila152

Описание опыта учителя начальных классов МКОУ "Георгиевская сош"
Стовба Н.П.

На выездном заседании РМО учителей начальных классов 16.11.2011 г. Стовба Н.П. выступила с докладом "Применнение ИКТ в работе с младшими школьниками"


Коновалова Н.Н ., учитель начальных классов МКОУ "Горьковская сош №2"

1.Разработка урока по окружающему миру размещена в  в личном кабинете
Коноваловой Н.Н.на  портале ПроШколу.ru
2.Разработка внеклассного мероприятия http://vmo.omskedu.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=736 ( 2011 г.)
3.Разработка родительских собраний на страницах личного блога "Это чудо великое-дети" http://konovalova30.blogspot.com/search?updated-min=2011-01-01T00:00:00-08:00&updated-max=2012-01-01T00:00:00-08:00&max-resu
4.Разработка урока физкультуры http://www.proshkolu.ru/user/konovalovaknn/file/2012123/
5.Разработка по внеурочной деятельности http://www.proshkolu.ru/user/konovalovaknn/file/2853904/

Туровец Марина Николаевна
Автор статей на сайте Фестиваль педагогических идей "Открытый урок":
1. Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру по программе "Начальная школа XXI века" http://festival.1september.ru/articles/505453/ (2007-2008 учебный год)
2. Урок-конкурс. Интеллектуальная игра для 3-го класса (для детей и родителей) "Цветик-семицветик" http://festival.1september.ru/articles/521711/ (2008-2009 учебный год)
3. Организация внеурочной деятельности по работе с одаренными детьми http://festival.1september.ru/articles/568079/ (2009-2010 учебный год)

Орлова Елена Николаевна

Творческий веб-узел на портале "Сеть творческих учителей"
Участница Фестиваля педагогических идей "Открытый урок":
 1. Методическая разработка Урок изобразительного искусства по теме "Рисование народных игрушек".  (2009-2010 учебный год)
 2. Статья  Весенний праздник  (2008-2009 учебный год)
3.Доклад  "Развитие логического мышления младших школьников" (автор Орлова Е.Н.)
                                     Развитие логического мышления младших школьников

       В настоящее время перед общеобразовательной школой выдвинута задача совершенствования процесса развивающего обучения. Наиболее ответственным этапом школьного возраста является младший возраст. В этом возрасте особая роль принадлежит развитию мышления, их способности к активному использованию умственных возможностей при встрече с проблемными ситуациями. По мнению С.Л.Рубинштейна мышление как функция мозга в готовом виде ребёнку не даётся при  рождении – оно есть результат познания. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
    Актуальность темы заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Поэтому ведущее  значение для данного возраста  приобретает развитие именно логического мышления.
     Особенности логического мышления младших школьников.
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития.
Напомним, что различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятельности ребёнка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными. Эта связь не остаётся неизменной на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из процессов.


        Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов.
  В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
1.       Предметно-действенное (наглядно-действенное).
2.       Наглядно-образное.
3.       Абстрактное (словесно-логическое).
Предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом;  наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста).
 Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности учебной.
       В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Это важнейшие мыслительные операции.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
В основе обобщения лежит абстракция. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.
   Для выявления уровня развития логического мышления, умения работать по несложному алгоритму, способности к планированию, делать выводы на основе умозаключений, уровня самоконтроля учащихся младших классов, были использованы апробированные методики тестирования.  Для выполнения тестовой работы каждому учащемуся предоставляется индивидуальный лист. Ребёнку предлагается следующее задание для определения уровня развития логического мышления учащихся, используется методика «Найди лишнее слово» (тест 1).
Задание из 10 пунктов, нужно найти «лишнее слово» и подчеркнуть его. За каждый правильный ответ 1 балл.
9 -10 баллов – высокий уровень.
7 – 8 баллов – средний уровень.
5 и менее баллов – низкий уровень.
Данное задание:
1.       Шиповник, смородина, каштан, малина, крыжовник.
2.       Окружность, треугольник, четырёхугольник, линейка, чертёж.
3.       Иван, Пётр, Нестеров, Макар, Андрей.
4.       Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
5.       Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
6.       Весёлый, быстрый, печальный, вкусный, осторожный.
7.       Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
8.       Река, озеро, море, мост, болото.
9.       Иней, пыль, дождь, роса, снег.
10.   Волгоград, Россия, Москва, Ижевск, Ярославль.
После проведения данного теста были получены следующие результаты:

Высокий уровень
7 чел.
30%
Средний уровень
11 чел.
48%
Низкий уровень
5 чел.
22%

     Для определения  развития умения работать по несложному алгоритму, способности к планированию детям предлагается задание (тест 2).
Прочитай задачи. Выбери ту, которую хочешь решить. Реши.

1.      Фильм из 24 серий показывают по одной серии каждый вторник, среду и четверг. Сколько недель будут показывать этот фильм?
1.      В воскресенье по телевизору показали 15 рекламных роликов. Это в 5 раз больше, чем мультфильмов. На сколько рекламных роликов показали больше, чем мультфильмов?

Сначала составь план решения задачи, что будешь делать и в какой последовательности.
1.______________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
3. _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
          Если необходимо, то зарисуй схему или таблицу. Запиши решение.  
       При выполнении данного задания были получены следующие результаты:
       Выбрали задачу №1 – 7 человек.
       Выбрали задачу №2 – 16 человек.
       Решили  верно №1 – 7 человек.
       Решили  верно №2 – 16 человек.
                             
Высокий уровень
6 чел.
26%
Средний уровень
14 чел.
61%
Низкий уровень
3 чел.
13%


В начальной школе большое место должно быть отведено обучению операциям логического мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению. Рассмотрим систему упражнений по математике УМК «Начальная школа XXI века», автор В.Н.Рудницкая, направленные на формирование этих операций.
Задания, направленные на развитие анализа и синтеза:
1. Соединение элементов в единое целое:
      Выбери детали, из которых можно сложить круг.
2. Поиск различных признаков предмета:
         Сколько ломаных из двух звеньев можно найти на рисунке? Найди из 3-х звеньев, из 4 –х  звеньев.
3. Узнавание или составление объекта по заданным признакам:
               а) В каждой тройке запиши числа, соседние с данным:
                   207, … , ….
                  …. , 105, ….
                  …. , …. , 546
               б) Найди закономерность и напиши ещё два числа в каждом ряду:
                   85, 97, 109, 121, 133, … , …
                   901, 802, 703, 604, … , …
                   5, 6, 8, 11, 15, 20, … , …
              в) Рассмотри краткую запись задачи. Составь и реши её.
                   I -307 кг
                   II - ? на 48 кг больше, чем                       ? кг
                   III -285 кг
              г) Запиши в порядке увеличения:
                  72, 722, 277, 227, 222, 727, 777
              д) Запиши в порядке убывания:


                  95, 995, 559, 59, 595, 999, 958, 599
  
  1.      Установление сходства и различия между признаками предметов.

Было  – 208 стр.                          Было - ?стр.
Осталось  – 69 стр.                     Осталось  –6 9 стр.
Прочитал  - ? стр.                       Прочитал  – 139 стр.
          Чем похожи и чем отличаются эти задачи?
Задания, направленные на развитие умения обобщать.
    Задания данного вида направлены на умение выделять существенные свойства предметов.
1) Найди среди следующих записей уравнения, выпиши их и реши.
30 + х > 40        45 – 5 =40        62 + х = 94
80 – х                 39 – 9 < 50       х – 39 = 115
2) «Магические квадраты»
     Запиши числа в клетки, чтобы квадрат получился магическим.
      

106




112
122
108
  3) Сравни уравнения в каждом столбике и, не вычисляя, скажи, в котором из них неизвестное число больше. Проверь себя:
х + 37 = 78      90 – х = 47      х – 28 = 32     
х + 37 = 80      90 – х = 50      х – 28 = 22   
      В данном учебнике УМК присутствуют разнообразные задания, способствующие развитию операций логического мышления. Дети не только могут сравнивать уже готовые модели к данной задаче, но и  могут построить модели сами,  потом их сравнить. Много представлено моделей в виде чертежа, условных рисунков, таблиц.
Схематизированные модели, в свою очередь, делятся на вещественные и графические в зависимости от того, какое действие они обеспечивают. Вещественные (или предметные) модели текстовых задач обеспечивают физическое действие с предметами. Они могут строиться из каких-либо предметов (пуговиц, спичек, бумажных полосок и так далее), они могут быть представлены разного рола инсценировками сюжета задач. К этому виду моделей причисляют и мысленное воссоздание реальной ситуации, описанной в задаче, в виде представлений.
Графические модели используются, как правило, для обобщенного схематического воссоздания ситуации задачи. К графическим следует отнести следующие виды моделей:
1)      рисунок;
2)      условный рисунок;
3)      чертёж;
4)      схематичный чертёж (или просто схема).
Разъясним суть этих моделей на примере задачи: «Даша нарисовала 4 круга, а Паша на 3 круга больше. Сколько кругов нарисовал Паша?»
Рисунок в качестве графической модели этой задачи имеет вид:

 

Д.
 

П.                        


                                                    ?
Условный рисунок может быть и таким:
          Д.
          В.

                          ?
Чертёж как графическая модель выполняется при помощи чертёжных инструментов с соблюдением заданных отношений:
 Известно давно, что деятельность может быть репродуктивной и продуктивной.  Лишь продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение. Эти мыслительные операции в психолого – педагогической литературе принято называть логическими приёмами умственных действий.
                                                                                 

Внеурочное занятие по теме: 

 «Человек – часть природы».

Учитель: Винокурова О.Н. МКОУ "Алексеевская сош"

 

Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое);
Задачи:
1. Формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой;
2. Развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, внимание, память, любознательность, развивать навыки гигиены;
 3. Воспитывать ответственность за свой организм, за природу.
Словарная работа: природа, человек, органы, части тела.
Демонстрационный материал:
  1. Презентация к уроку;
     2. сюжетные картинки органов чувств,   природы, зеркало.
Оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор
Ход занятия
Организационный момент.
(Ученики сидят не за партами, а на стульях полукругом)
Здравствуйте, ребята! Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, и у нас всё получится.
Вводная беседа.
(1-й слайд)
- Давайте посмотрим  на эти картинки и скажем, что  общего между ними…
- Тема нашего занятия «Человек-часть природы». Давайте выясним, как  же человек может быть частью природы.. (ответы детей)
 Человек и природа – единое целое. Для того чтобы жить, человек должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Назовите основные части тела.


I.                  Глаза - главные помощники человека (3-й слайд)
Отгадайте загадку
               Два братца через дорогу живут,
         Друг друга не видят. (Глаза) (3-й слайд)
-Что вы видите на экране?
- Для чего нам нужны глаза?:
-Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу.
- Какие красивые у вас глаза!
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? Каким бывает цвет глаз? Как ты о них заботишься?
Вывод: Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.
                              Гимнастика для глаз
1.Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
     2.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
   3.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону,
 4.Столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт
1-6. Повторить 1-2 раза.



II. Слух – огромная ценность для человека (слайд 4-й)
 - О каком органе чувств эта загадка?
У зверушке –
На макушке.
А у нас –
Ниже глаз.
(Уши) (слайд 4-й)

- Для чего нам нужны уши? (С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д.)
- Что вам надо делать, чтобы сохранить уши в порядке?
- Послушайте стих. «Уши» Э Мошковской:
Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть
Или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть?
Часто мыть
Или пореже?
Отвечает доктор гневно:
- Еже-
- Еже –
Ежедневно!!!
Опыт: предложить детям закрыть плотно уши. (включить музыку)
- Что произошло? Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. Благодаря органам слуха нам подвластен целый мир звуков: шуршание листьев, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.
Вывод: Слух – огромная ценность для человека.
III. Красивые зубы, красивая улыбка! (5-й слайд)
- Отгадайте еще одну загадку:
«Полный хлебец белых овец». (Зубы)
- Знаете ли вы, для чего нужны зубы? И как их беречь?
- Почему они болят?
- Как надо за ними ухаживать?
- Почему нужно чистить зубы?
Как поел, почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Физкультминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали! (дети ходят)
Вверх на солнце посмотрели (смотрят вверх на солнце)
И их лучики погрели. ( движение «Фонарики»)
Бабочки летали,
Крыльями махали. (имитируют бабочку)
Посмотрите вниз, друзья,
Вот бегут муравьи. (показывают пальцем вниз и считают)
Посчитаем их мы
Раз, два, три, четыре, пять.
Убежали опять! (разводят руки в стороны)
Мы листочки приподняли, (приседают, имитируя сбор ягод)
В ладошку ягодки собрали.
1, 2 , 3 , 4 , 5, 6 , 7 , 8 ,9 , 10! (Кладут ягодки в рот)
Ох, как ягодки вкусны! (Покачивают головой)
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали. (садятся на места)

Игра «Свет мой зеркальце скажи…»
Дети садятся и берут зеркала и нахваливают свои глаза, уши, зубы.
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Глазки у меня самые красивые,
Лучше всех видят.
Ушки у меня все слышат,
А зубки самые белые,
Самые крепкие.
IV. Связь человека с природой
- Человек, как и природа, любят чистоту.
- Вы знакомы со словом природа?
. Всю природу земли можно разделить на два огромных Мира:
Мир неживой природы (Солнце, Земля ,дома, вода.) (слайд 6-й)
 Мир живой природы – (Животные, растения, человек.) ( слайд7-й)
–  Ребята, а как вы думаете, живые организмы могут превратиться в неживые? (Да, они могут умереть.)
– Верно. Каждый живой организм существует определённое время, а потом он умирает, на его месте появляются новые организмы. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны её беречь.
-Как человек связан с природой? (обратить внимание детей на картинки) (слайд 8-й)
Посмотрите, на природе дети с родителями прекрасно отдыхают, наблюдают за жизнью бабочек и жуков, любуются красотой родной природы, дышат чистым и свежим воздухом…
Человека называют царем природы. Правильно ли это? Почему? (конечно, человеку ничего не стоит истребить множество животных, вырубить лес или осушить болота, но от этого наша жизнь не станет лучше. Ведь человек часть Природы. У природы человек учится красоте, чувству меры, добра, справедливости. (слайд 9-й)
Знаете ли вы, что на свете важнее всего?
Дети (поочередно).
Я - солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.
Я - вода, главнее. Без меня вы погибнете от жажды.
Я - воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я - самый важный.
Я - почва, я - самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.
Я - растение - земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.
Я - насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!
Я - заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.
Я - хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.
Я - человек. Могу управлять водой и вечером, распахать землю, посадить растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.
Я - микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!
Не хвались, микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят!
Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.
Вывод: Дети (хором). Все связано со всем! (Поднимают руки вверх.)
Это один из главных законов экологии - науки, которая изучает, как человек и природа влияют друг на друга и что нужно делать, чтобы сохранить природу. (слайд 10-й)
- А что мы можем сделать? Чем можем помочь Природе?
Вы можете сделать очень  много. Не бросать мусор. Лучше соберите его аккуратно, а потом выбросите в отведенном для этого месте. Помыли руки – закройте кран. Помните, что чистой пресной воды на Земле не так уж много. Будете зимой кормить птиц – летом будет меньше мух и комаров. И, главное, старайся всегда и во всем любить и понимать Природу, и она обязательно ответит вам тем же!
Рефлексия
-Ребята, что нового вы сегодня узнали?
  -  Что вам понравилось больше всего?
   -   О чем расскажите дома?
-   Вы все очень хорошо работали и справились со всеми заданиями. Спасибо за проделанную работу.